Одежда советского периода

Костюм периода военного коммунизма
Октябрьская революция изменила социальный состав общества, ликвидировав класс дворянской и буржуазной аристократии. Вместе с ними исчезли роскошные туалеты, не приспособленные к трудовой деятельности.

Крестьянский и городской костюм рабочих, служащих, интеллигенции стихийно приспосабливался к новым, суровым особенностям военного и гражданского труда и быта тех лет.

Красный цвет, цвет знамени революции, приобрел в этот период важнейшее символическое значение в декоративном решении костюма. Кожаные мужские и женские куртки комиссаров, руководителей рабочих, партийных и молодежных организаций, солдатские гимнастерки с широкими кожаными ремнями, френчи, сатиновые темные косоворотки с городскими пиджаками — основная одежда мужчин.

Платья из солдатского сукна или холста, прямые юбки, ситцевые блузки и куртки, красные платки и косынки, повязанные на лоб, — одежда женщин.

Обувь, мужскую и женскую, составляли сапоги, ботинки, парусиновые тапочки.

Советская жанровая и портретная живопись Чепцова, Моравова, Иогансона, Ряжского запечатлела основные черты костюма.

Для костюма того времени было характерно полное отсутствие «декоративных излишеств» — галстуков, кружевных отделок, оборок, брошек, колец. Даже шляпы, сумки, яркий цвет в одежде воспринимались как буржуазные элементы, враждебные духу нового коммунистического быта. Показательна в этом отношении сцена из романа Н. Островского «Как закалялась сталь», в которой Павел приглашает Тоню Туманову на городское собрание комсомола. Ее изящное, кокетливое платье, резко выделяясь среди выцветших гимнастерок, брезентовых рубах и стареньких ситцевых кофточек, сразу же становится показателем ее классовой принадлежности: «Павла отозвал в сторону секретарь комсомола товарной пристани, плечистый парень в грубой брезентовой рубахе, грузчик Панкратов. Недружелюбно глянул на Павла; скосив глаза на Тоню, сказал: «Вид-то у нее для нас неподходящий, на буржуазию похоже. Как ее пропустили сюда?»

Предельная скромность и строгость пролетарского костюма объяснялась тем, что, разрушая старый мир гнета и насилия, революционеры отрекались от всего, что хотя бы в какой-то мере напоминало о нем.

Красноармейская форма
Одним из первых массовых костюмов была красноармейская форма. В 1918 г. создается специальная комиссия по выработке формы РККА, которая объявляет конкурс на лучшие образцы военной одежды. В конкурсе приняли участие художники-живописцы В. Васнецов, Б. Кустодиев и другие, которые использовали в своих творческих поисках русский исторический костюм. Через год проекты новой формы были утверждены: шлем, шинель, рубаха, кожаные лапти. Как в конструктивном, так и в декоративном решении авторы эскизов шли от русского кафтана и рубахи. Старинные мотивы отделки петлицами сочетались с символическим красным цветом обшлагов, воротника и звезды на шлеме. Шлем также повторял древнерусскую форму шолома с бармицей. Его историческая и национальная основа, подчеркнув героизм и романтику образа, вскоре получила современное боевое имя буденовки и просуществовала вплоть до начала Великой Отечественной войны.

Обращение к традиционным формам русского национального костюма, использование его конструктивности, простоты, выразительности декоративного решения характеризуют и работу по созданию гражданского бытового костюма. Такая работа начала осуществляться уже в 1919 г., когда при художественно-производственном подотделе ИЗО Наркомпроса по инициативе Н. Ламановой были созданы «Мастерские современного костюма». Это была первая в Советской Республике творческая экспериментальная лаборатория новых форм одежды. В ее работе приняли участие такие выдающиеся художники, как В. Мухина, Н. Ламанова, Н. Макарова. Несколько позднее, в 1923 г., создается «Центр по становлению нового советского костюма», переименованный затем в «Ателье мод», и другие творческие центры по созданию нового советского костюма.

Основоположницей его заслуженно считают Надежду Петровну Ламанову. Ее творческая деятельность началась в конце прошлого века и продолжалась в советские годы. Замечательной особенностью, отличавшей ее от других мастеров костюма, было умение согласовывать форму костюма с образом человека, не только с внешними, но и с внутренними его качествами: характером, темпераментом, манерой держаться.

Девизом творчества художников-модельеров и в наши дни является знаменитая формула Н. Ламановой: назначение, образ, ткань. Многие ее модели выполнялись из ткани кустарного изготовления по мотивам русского народного костюма.

Художница развивает народную традицию — подчеркивать конструкцию декоративными приемами, делать ее центром идейной и художественной выразительности изделия.

Модели Н. Ламановой и В. Мухиной, экспонированные на Всемирной выставке в Париже в 1925 г., получили высшие награды Гран при за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением. Каждая модель была дополнена головным убором, сумкой, украшениями, выполненными из бечевки, шнура, соломы, вышитого холста, бусами из раковин и камешков.

Н. Ламанова заложила основы советского моделирования, создала своеобразное творческое направление, с которым связаны имена выдающегося советского скульптора В. Мухиной, специалиста прикладного искусства Е. Прибыльской, талантливых художниц А. Экстер, Н. Макаровой, Ф. Гореленковой. По своему назначению, идейному содержанию, формам и применяемым тканям созданные ими костюмы противопоставлялись костюмам нэпманов, подражающих западной моде.

Характерной для 20-х гг. является постановка вопроса о так называемой прозодежде, под которой подразумевались разные виды профессиональных костюмов и спортивная форма.

Художники 20-х гг. предложили различные варианты производственных костюмов для хирургов, пилотов, пожарных, строителей, продавцов. Среди них много комбинезонов с карманами, с застежками-молниями, существующих и в наши дни.

Сырьем для первых моделей советского костюма были холст, суровое полотно, бязь, ситец, солдатское сукно, байка, бумазея, грубая шерсть. Начиная с 1921-1922 гг. с переходом к новой экономической политике и восстановлением деятельности текстильных и швейных предприятий появляются первые ткани с печатным рисунком, в основном хлопчатобумажные (ситец, сатин, фланель). Художники-текстильщики наряду с сохранением традиционных цветочных рисунков создают новые узоры. Красота этих узоров раскрывается в контрастном сопоставлении цвета, ритма, эмоциональной выразительности.
1930-40-е годы были временем создания фундамента легкой промышленности. Вторым пятилетним планом развития народного хозяйства СССР (1933-1937 гг.) предусматривалось строительство целого ряда предприятий легкой промышленности. Однако в начале 30-х гг. швейная промышленность была не в состоянии удовлетворить неизмеримо возросшие потребности людей.

В 1934 г. в Москве на базе опытно-технической лаборатории треста «Мосбелье» был создан Дом моделей на Сретенке. В 1936 г. в Московском текстильном институте, на факультете художественного оформления тканей, было организовано отделение художественного моделирования и конструирования одежды.

В 1938 г. на базе Дома моделей на Сретенке и опытно-технической швейной фабрики треста «Московшвей» создается Московский Дом моделей.

Великая Отечественная война на несколько лет остановила начавшийся процесс становления современного костюма. Однако уже в 1944 г. в еще разрушенном фашистами Киеве создается Киевский Дом моделей под руководством Н. Лозовского, в 1945 г. — Ленинградский дом моделей, в котором поначалу работали только 10 модельеров.
Советский костюм первых послевоенных лет отразил дальнейшее развитие ассортимента и силуэтных форм предыдущего периода.

В одежде остаются гимнастерки, френчи, брюки галифе, широкие кожаные пояса, строгие деловые платья и костюмы, часто комбинированные из разных тканей. В силуэте подчеркиваются широкие и высокие плечи.

В 1949-1950 гг. утвердившиеся в европейской моде «мирные» формы одежды сменяют военизированный силуэт и ассортимент костюма и у нас.

В эти годы открываются новые Дома моделей в Горьком, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Минске, Тбилиси. Московский Дом моделей в 1949 г. реорганизуется в Общесоюзный Дом моделей одежды. В 1953 г. он впервые участвует в Международном конкурсе одежды в Праге.

В моде конца 50-х гг. ведущим силуэтом женской одежды становится прямой рубашечный, что имело большое значение для развития массового производства. Конструкция этого силуэта прекрасно выявляла и выразительность новых тканей из химических волокон.

Первыми образцами деятельности советских модельеров совместно с текстильщиками были молодежные костюмы, созданные к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов, который проходил в Москве в 1957 г. Яркие, красочные, из недорогой ткани юбки, блузки, рубашки имели успех у молодежи.

В 1958 г. к Всемирному конкурсу одежды были разработаны новые требования: создание массовой одежды из недорогих тканей, современных моделей по народным мотивам. Первую и вторую премии получила художница Общесоюзного Дома моделей В. Аралова за модели платьев «Плахта» и «Суздаль». Оба платья — из искусственного шелка прямого рубашечного силуэта.

Во всем мире становятся известны имена молодых советских художников В. Зайцева, Л. Телегиной, Е. Стерлиговой, С. Качаравы, Т. Осмеркиной и многих других модельеров.

Художник В. Зайцев создает серию сарафанов по мотивам русской народной одежды. Их стилизация — от северных русских крестьянок Билибина, от «Московской девушки XVII в.» Рябушкина. Но в то же время это модели современные по покрою и методам обработки.

Еще одна особенность моды 60-х гг.: создание моделей под девизами глубокого содержания: «Псковитянка», «Космос», «Сибирь», «Русь», «Невский проспект», «Русская сказка», «Янтарный берег», «Наталка-Полтавка», «Узбекистан».

Уже в начале 60-х гг. многие Дома моделей, в том числе и ОДМО, переходят к разработке моделей по одной конструктивной основе. Этот метод получил свое дальнейшее развитие в работе коллектива Специального художественно-конструкторского бюро Министерства легкой промышленности РСФСР и стал основным методом при разработке промышленных коллекций моделей.

70-е гг. — период промышленного моделирования советского костюма, его развития на индустриальной основе. Из модных стандартных изделий, взаимозаменяемых или носимых одновременно, создается современный костюм.
В 70-е гг. по-новому решается и орнаментация тканей. Круг изобразительных мотивов значительно расширяется и усложняется: сюжетные изображения, сложные природные мотивы, ковровые узоры, мозаика, витраж, рисунки классического типа. Орнамент строится на сложном фоне с неожиданными зрительными эффектами цвета и формы.

В 80-е гг. значительно обновляется ассортимент тканей и других материалов. Костюм видоизменяется как комплект одежды. Одежда 80-х гг. представляет собой многопредметный многослойный ансамбль, в котором части надеваются одна на другую своеобразными ярусами. Блузоны, куртки, жилеты, брюки, юбки, комбинезоны просторны и объемны, они дополняются рисунчатыми чулками, гетрами, головными повязками, украшаются аппликациями. Наряду с молодежным в одежде сохраняется классический стиль с чувством строгой меры в деталях, сдержанностью и элегантностью дополнений.

Успехи науки и техники способствуют созданию новых материалов для одежды — искусственного меха, искусственных замши, кожи, пленочных и нетканых материалов, материалов со специальными видами отделки, мягких, эластичных и облегченных трикотажных полотен.

Close