Диктаторы моды

Мода-решето
Во времена мрачной испанской моды известный колорит внесли швейцарские и германские наемные воины. Они просто начали прорезать дырки в одежде в тех местах, где она больше всего жала и стягивала. Сквозь отверстия виднелось белье, которое со временем стали закрывать другой материей. Вновь «моду-решето», хотя и видоизмененную, предложили в 1976 году японские салоны мод, и она получила распространение в других странах.
В течение целого XVII века в искусстве доминировал стиль барокко. Затем пышность форм и цвета в одежде была заменена модой-рококо. Специалисты этого времени устремили свое внимание к украшениям, а также подчеркивали некоторые части тела так, что женщины стали походить на фарфоровые статуэтки.

Король-солнце
С приходом к власти Людовика XIV мода Европы начала вращаться вокруг Парижа (что наблюдается и по сей день). Во Франции мода стала государственным делом. Изящество одежде придавали богатые кружевные украшения, ленты и кокарды. Господа носили брюки до колен, а дамы с радостью увечили себя тесными корсетами. Стальные пружины сковывали тело от груди и до нижней части туловища.
Людовик взошел на трон в 1643 году пятилетним мальчиком и царствовал целых семьдесят два года. В течение всего этого времени, которое счиается верхом абсолютизма, он диктовал, что и как носить. Его девиз «Государство – это я» имел силу и в области моды. Это было не просто высказывание гигантомана, а проявление позиции властителя «первой державы в мире». Однажды некий француз писал государю: «Ваши наисвятейшие свиньи съели мой наипокорнейший картофель».
Когда король-солнце начал лысеть, и ему не помогли самые знаменитые врачи, он извлек на свет божий парик. С тех пор началось время париков. Людовик XIV увеличил и кринолины, и прически. Самая дорогая прическа «фонтаж» названа по имени его любовницы Анжелики де Фонтаж, которая во время охоты перевязывала волосы кружевными подвязками. Озорство и прелесть такой прически понравились королю, и он вмиг сделал ее модной. Дворцовый этикет, регламентировавший самые малейшие движения рук придворных, не забыл упомянуть, что подвязки должны быть заменены кружевными лентами.
Период галантности
В истории самых дорогих туалетов были и самые маленькие галантные украшеньица – «мушки». Их вырезали из бумаги или рисовали чернилами на теле, которое открывало смелое декольте.
Суть галантности, как жизненной бонвиванской философии, сформулировал аббат Галиани: «Зачем дьяволу нужны наши добродетели, если они не делают нас счастливее?», обратив внимание на глубокое лицемерие духовной и светской морали. Век галантности был назван «золотым веком для женщин», на самом деле же женщина была унижена, оскорблена и опозорена. Муж имел право в случае неверности жены, или всего лишь по подозрению в таковой, отправить ее навсегда в монастырь.
Французская революция 1789 года изменила не только политический и хозяйственный строй страны, но и вызвала переворот в моде. Мужчины перестали носить разноцветные дорогие одежды, гражданские костюмы стали шить из темных качественых тканей. С тех пор мужская мода остановилась на том варианте, который известен нам и сейчас: брюки, пиджак и пальто.
Во времена Директории у женщин вошли в моду легкие ткани и муслин. Королева моды мадам Тальен появилась на балу в опере в тунике, в античных сандалях и с перстнями на руках. Сам Талейран, председатель французского народного собрания, оценил вкус Тальен такими словами: «Невозможно раздеться более помпезным образом».
Время наполеоновской империи породило новый стиль – ампир, распространившийся по всей Европе. Самым модным одеянием была униформа. В этой области главным модельером стал шурин Наполеона Жоаким Мюре.

Сержант Огеро и другие
Наполеон I создал двор с новой аристократией, выдвинувшейся из армии и бюрократии. Суровые воины сразу почуяли, что стали благородными людьми, и, следовательно, должны придерживаться дворцовой моды, как того требует великий корсиканец. Вначале было трудно, ибо новоиспеченные герцоги привыкли к беспорядочной военной жизни. Поэтому однажды несколько членов императорского двора немало удивились, когда Его светлость герцог де Костильоне (бывший сержант Огеро) проходил по дворцу, похлопывая свою жену по мягкому месту и весело покрикивая: «Быстрей шевелись, девочка!». Однако скоро Наполеон, великий диктатор моды, положил конец буйству во дворце Тюильри.
Естественный процесс развития моды остановился. Тем не менее Наполеон мечтал о восстановлении старых традиций и поручил дворцовым художникам разработать модные проекты. Были воскрешены широкие пелерины, вышитые золотом, длинные шлейфы и украшения из перьев. Но «самая великолепная» власть завершилась неблагополучным походом на Россию, и для моды настали плохие времена, колорые запомнились лишь некоторыми украшениями и деталями.

Диктаторы моды
Франция дала миру и других диктаторов моды: Ришелье, Людовик XV, Людовик XVI; мадам Помпадур – великая расточительница; мадам Дюбари – наследница мадам Помпадур; казненная во время революции Мария Антуанетта, которую художники рисовали более 500 раз, и всегда в разных туалетах.
Из тех, кто не правили Францией, можно вспомнить русскую царицу Елизавету, у которой было 8700 платьев. Немного беднее была английская королева Элизабет I, с ее 6000 платьев. Из мужчин фаворитом был герцог Букингемский, имевший 1625 костюмов. Во время своей коронации Екатерина II была в платье со шлейфом длиной более 70 м. Шлейф несли 50 пажей. Королем мод, навязывавшим свой стиль мужчинам, был и английский король Эдуард VII, который ввел в моду отутюженные брюки.
Французский историк Галье пришел к заключению, что в XVII веке одежда господина стоила так же дорого, как и дамская, или даже дороже. Он также вычислил, что одно непредвиденное посещение Марией Антуанеттой ювелира стоило столько, что на эти деньги могли прожить целый год около тысячи рабочих семей.

Close